Информационный портал по инновационным технологиям и открытиям в фармацевтической и медицинской отрасли

Японская фарма: консервативность vs инновации

Японский иероглиф «wa» (和) означает «гармонию» - то, к чему стремятся японские корпоративные культуры, где не принято увольнять сотрудников, собственные интересы ставятся ниже коллективных, а менеджмент – «с человеческим лицом». Сегодня мы поговорим о философии управления по-японски.

В социальной сети мы задали сотрудникам двух японских фармкомпаний несколько вопросов о типичных корпоративных чертах и ценностях. Чему можно поучиться  российскому фармбизнесу у японских коллег?  Какие черты позволили Японии стать одной из крупнейших мировых экономик?

Японская фарма:  консервативность vs инновации

Если оставить за скобками ответы «от японской модели в компании у нас ничего не осталось», то сотрудники японских фармацевтических компаний назвали ключевые характеристики, присущие, на их взгляд, системе национального менеджмента и корпоративной культуре: при консерватизме - стремление к инновационности в деталях, строгая иерархия и жёсткая дисциплина, прозрачность процессов, приверженность одной компании и традициям в целом, фокус на инновациях, высокотехнологичности и собственных прорывных разработках, поистине «адская» работоспособность, чёткое планирование (зачастую на очень долгосрочную перспективу) и отсутствие пресловутотго «life/work-balance». Японцы не стремятся к многофункциональности – им, скорее, присуща узкая специализация труда. По сравнению с европейскими и американской моделью бизнеса, японцы склонны более щепетильно относиться к преемственности поколений и служить миссии компании (и при этом, как правило, очень хорошо знать её историю).

Согласно проведённому опросу,  в силу традиций японцы более почтительно относятся к старшим сотрудниками, понимают и охотно принимают «ранги», поддерживают авторитет руководителя.

Отмечались и чёткое понимание целей, и добросовестность  и высокая пациентоориентированность (patient centricity). Как правило, для большинства сотрудников понятны и прозрачны развитие карьеры и знание процессов изнутри. Тем не менее, некоторые респонденты полагают, что прозрачность доступна только «избранным» и «посвящённым».

Японская фарма:  консервативность vs инновации

По мнению опрошенных, соотечественникам стоило бы позаимствовать у своих японских коллег такие качества, как пунктуальность, трудолюбие, настойчивость, гибкость, терпение, скромность, чёткость, структурность, а также умение «жить в моменте» и наслаждаться мелочами. Респонденты считают, что нам также не хватает дисциплины, выстроенности процессов и японской слаженности в работе. Японская система менеджмента предусматривает максимальное упрощение проблемы, но не поиск сложных решений.

В плане перехода в другую компанию или даже перемещения в другой отдел внутри неё японцы достаточно ригидны  – говорят о «системе пожизненного найма».  Японцы преданы своей компании, и компания отвечает им тем же – бывали случаи (к сожалению, не в российских представительствах), когда компания жертвовала своей прибылью, дабы не терять своих сотрудников, увольняя их и вынуждая «терять лицо».

Серьёзные конфликты внутри японской компании – редчайшее явление. Личные интересы ставятся гораздо ниже интересов коллектива. Такой тенденции, как выяснилось, не заметили сотрудники японских фармкомпаний в нашей стране, отмечая перекос в сторону «американской» или «российской» модели.

«В отличие от американской фармы, японцы всегда давали достаточно свободы на локальном уровне (если локальный уровень хорошо работал)», - делится мнением сотрудник японской фармацевтической компании в Москве.

Безусловно, в условиях российских реалий не встретишь классической японской модели со сверхурочной работой как признаком лояльности сотрудника к компании. У японцев, надо сказать, в своё время даже появился термин «смерть от переутомления» - кароси (過労死).

Японская фарма:  консервативность vs инновации

Уникальный японский стиль – финансовая точность на глобальном уровне, долгосрочное (и очень долгосрочное) планирование и буквально «поклонение»SOPам, стандартным операционным продедурам: ни одно минимальное действие не может быть выполнено без СОПа. «Бизнес-процессы в японской фарме достаточно длительные, и если что-то надо согласовать, то начинается порой мучительно долгая переписка», - рассказывает один из опрошенных.

Особого внимания заслуживает «социальность» японцев: сохранять гармонию «wa» (читай «оставаться в офисе допоздна»), тонко чувствовать атмосферу и интуитивно понимать ситуацию. Японский ненавязчивый контроль чувствуется как в принятии критически важных решений,  наряду с расширением локальных управленческих возможностей, так и в рутинных процессах.

О вежливости японцев можно слагать легенды: так, однажды приглашённый на традиционную летнюю окрошку коллега из Японии с очевидным усилием перенастраивал свои вкусовые рецепторы, демонстративно смакуя каждую ложку странного блюда на квасе – нахваливая эмоционально, с душой, и даже чуть-чуть по-русски.